Подготовка педагогов

Программа повышения квалификации
учителей и воспитателей ДОУ
«ВВЕДЕНИЕ В ТРИЗ»

Чему учить?

В.Б.Крячко
Санкт-Петербург

При обучении учителей основам ТРИЗ с РТВ возникает множество противоречий. Цель настоящей работы показать, как при формировании содержания курса, разрешить некоторые из них.

Рассмотрим две противоречивых проблемы:
1. Для того, чтобы необходимый объём информации донести до слушателей нужно большое количество времени, но, как правило времени мало по множеству всем известных причин.
2. Необходимо обучить двум дисциплинам сразу: ТРИЗ с РТВ и педагогике ТРИЗ и РТВ применительно к возрасту тех детей, которых будут обучать слушатели. Тогда времени надо ещё больше.

Существуют два противоположных подхода: преподавать ТРИЗ и РТВ, как они разработаны Г.С.Альтшуллером («железный ТРИЗ») или давать подстрочник уроков для детей. При использовании первого варианта слушатели получают более полную информацию по предмету, педагогический аспект курса слушатели разрабатывают самостоятельно, используя появившуюся творческую активность. При использовании второго варианта, информации по предмету слушатели получают меньше, конкретная педагогическая разработка не всегда подходит для каждого случая, собственная активность слушателя не возрастает, так как метод обучения в данном случае репродуктивный. При обучении методике творчества такой диссонанс между содержанием предмета и методами обучения противоестественен. Тем не менее, сами слушатели-учителя часто предпочитают второй метод. Если идти на поводу у аудитории, основной материал будет усвоен неполно, формально, креативность педагога не возрастёт или возрастёт незначительно.

Логично объединить два альтернативных подхода. Но как это сделать в узких рамках отведённого времени?
Для решения этой задачи из обычной программы на 144 часа, где и ТРИЗ и РТВ отражены полностью, были выбраны материалы по ТРИЗ, РТВ и методам активизации творчества («до ТРИЗ») и перенесены в таблицу из трёх колонок так, что каждый раздел попал в одну из колонок (см. таблицу №1). Была сделана попытка темы, созвучные, имеющие общее между собой, помещать в одной строке. В естественной очерёдности были расположены темы ТРИЗ, а два других раздела распределены по тем же темам в каждой горизонтали.

Оказалось, что морфанализ близок теме «система, надсистема и подсистема». А так как её изучают при изучении системного оператора (СО), чаще всего в начале курса, то после изучения вертикальной оси СО можно потратить всего 10 минут на развитие изученной темы в морфологический анализ, который успешно применяли инженеры до ТРИЗ. Зато в СО есть ещё и горизонтальная ось, а это уже перекликается с «линией жизни» из раздела «Закономерности развития технических систем» (ЗРТС). Почему бы в самом начале не заявить об этом? Тогда в конце курса, когда учителя будут готовы воспринимать более сложный обобщающий раздел ЗРТС, эта часть материала по ЗРТС будет узнаваемой и потому более доступной.

С таблицей можно поиграть и дальше, каждый может сам сделать свою такую сопоставительную таблицу и понять, какие темы с какими легко объединяются.

Надо ещё учесть, что некоторые темы по ТРИЗ гораздо сложнее для понимания, чем РТВ. Поэтому часто преподаватели делают разминки по РТВ перед занятиями по ТРИЗ. Некоторые сочетают занятия с аутотренингом. Зачем все эти отступления не по теме, если в параллель с любой темой ТРИЗ существует и тема РТВ? Совместное изучение обеих тем избавляет от необходимости привлекать в занятие посторонние темы и очень экономит время изучения. Специальное обучение, например, детей начальной школы инженерным методикам активизации творчества вообще не обязательно, ведь аналогичный материал есть и в РТВ. При параллельной подаче однотипного материала из разделов ТРИЗ и РТВ решается частично проблема сочетания теории с практикой: материал по ТРИЗ — теоретический, по РТВ — практический, приближенный к детскому курсу.

К сожалению, на краткосрочных семинарах для педагогов часто выпадает из программы АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), ЗРТС (закономерности развития технических систем), стандарты (стандартные решения изобретательских задач) и даже технические противоречия (ТП). Зато всегда присутствуют традиционные четыре метода активизации. При недостатке времени это непрактично. Этого мало. Присутствие методов активизации в курсе ТРИЗ вызывает у слушателей иллюзию, необходимости использования этих методов в преподавании детям. В результате встречаем в интернете рекомендованные для первых классов программы, которые начинаются с обучения (я подчёркиваю: обучения), методу проб и ошибок и заканчивающиеся методом мозгового штурма. Где-то посередине есть игра «хорошо-плохо», но как от неё подойти к техническому противоречию, конечно, не ясно.

Причины таких недоработок лежат на поверхности: при малом количестве времени выбирается более простой материал, а семинар называется «ознакомительным». Только вот для некоторых он оказывается единственным. Как работать учителю? Учитель думает, что преподаёт ТРИЗ. В Санкт-Петербурге во многих школах предмет так и назван «ТРИЗ».

Призываю уважаемых коллег не морочить людям головы и пересмотреть свои программы для учителей. Может быть, и Вы найдёте в своей программе ресурсы для её совершенствования.