Ариз

Таблица ключевых слов

Статья опубликована в сб. «Учителям о ТРИЗ. Выпуск 5» в 2004 г.

В. Б. Крячко

Решение задачи удобно выполнять в предлагаемой таблице ключевых слов. Это сокращает время, затрачиваемое на анализ задачи и на проверку решения, т.е. делает АРИЗ действительно простым.
В верхней строчке организационная информация (фамилия, № и название задачи, дата).
Во второй строке вписываются изделия в первой клеточке. Затем идут заголовки вертикальных колонок: состояния инструмента, ИКР, НЭ — нежелательный эффект, МФП — макрофизпротиворечие, мФП — микрофизпротиворечие. В последней клеточке второй строки таблицы перечисляются приёмы, которые использованы при решении задачи.
В третьей строке в первой клеточке указан инструмент. Под заголовком «Состояния инструмента» вписаны два состояния инструмента (сильный, слабый). Рядом с состоянием «сильный» в ряд располагаются ключевые слова «ТП-1: Г — уничтожает, Д — повреждает». Ниже рядом с состоянием «слабый» вписаны ключевые слова: «ТП-2: Д — не повреждает, Г — не уничтожает». При этом можно проконтролировать, что по вертикали действительно слева ключевые слова, содержащие суть ИКР = (Г,Д), справа ключевые слова нежелательных эффектов: НЭ = (-Г, -Д).
Правее противоречий ТП-1 и ТП-2 расположены ключевые слова макрофизпротиворечия, а рядом — микрофизпротиворечия. В данном примере ключевые слова МФП совпадают с состояниями инструмента. В колонках «ИКР» и «МФП» содержатся ключевые слова, отражающие суть формулировки ФП: «Для того, чтобы не повредить здоровую ткань, луч должен быть слабым. Для того, чтобы уничтожить опухоль, луч должен быть сильным». Аналогично пара ключевых слов из колонок «МФП» и «мФП» отражают суть микрофизпротиворечия: «Для того чтобы луч был слабым, в луче должно быть мало лучевых частиц. Для того, чтобы луч был сильным, в луче должно содержаться много лучевых частиц». Таблица, таким образом, подсказывает способ формулирования противоречий, изображённый в предыдущей статье формулами (1), (2), (3). Правее ключевых слов для микрофизпротиворечия расположены клеточки для указания физэффектов, которые применены для решения задачи (ФЭ) и стандарты.
На самом большом поле в таблице нанесена схема «Рожица» («глазки», «ротик»), которая включает изделия, инструмент, состояния инструмента, оба противоречия, ИКР. Эта схема полностью дублирует то, что содержится выше. Но она необходима, т.к. начинать анализ проще на этой схеме, и только по её завершении следует переходить к заполнению таблицы выше. Там содержится информация о МФП и мФП, видно, каким свойством ресурса (икс-элемента, среды) удаётся удовлетворить каждое требование ИКР (ведь их два!).
Рядом со схемой «Рожицы» расположена клеточки для схемы оперативной зоны и анализа оперативного времени. Здесь же можно пометить зоны «плюс» и «минус» совпадают или разделяются.
В нижнем ряду таблица вещественно-полевых ресурсов, место для изображения вепольной формулы и метода маленьких человечков (ММЧ). На таблице врхняя веполная формула относится к мини-задаче, ответа справа нет. Т.е. пока мы не знаем, каким вепольным преобразованием решим эту задачу. В дальнейшем оказалось, что мы её решили при помощи принципов дробления (№1) и объединения (№5).
Нижняя вепольная формула отражает решение макси-задачи в надсистеме. Поскольку мы отказываемся почти полностью от старого принципа, изображёно одно изделие — опухоль, инструмента пока нет. Справа видно, что вводится инструмент, состоящий из комплекса: вещество, поле. Действительно, решением оказалось лекарство (вещество) и дальнейшее облучение (поле).
В клеточке ММЧ следует рисовать три картинки: 1. Как себя вели объекты до разрешения противоречия. 2. Как они изменили своё поведение после разрешения противоречия. 3. Схема предлагаемого технического решения. Мы поместили две первые картинки за недостатком места. Во время занятий ответы и схему решения можно нарисовать на оборотной стороне бланка. В нашем случае видно, что частицы луча «идут стеной» на опухоль, заодно повреждая здоровую ткань. На второй картинке они идут «рассыпным строем» (с разных сторон), поэтому не должны повредить здоровую ткань.
В правом нижнем углу расположены номера шагов АРИЗ-85-В: в верхней строке 1 часть, ниже — 2, 3 и т.д. При проверке решения преподавателю удобно фиксировать факт выполнения шага зачёркиванием его. Если зачёркнуто 10 клеток, например, значит, столько очков получил ученик за решение задачи. Обычно за выполненный правильно шаг начисляется 2 балла, за невыполненный — 0 баллов. Редко при небольшой оплошности можно приписать 1 балл за шаг. Все баллы по проверенным задачам суммируются, это даёт картину включённости ученика в учебный процесс.
Для учителя удобно задачи, подготовленные для решения на занятиях, заносить на такие бланки. Получается картотека задач, из которой можно выбирать аналогичные (типовые) задачи, чтобы использовать их в учебном процессе.

Литература

1. Крячко В.Б. Активизация освоения алгоритма решения изобретательских задач. Тезисы докладов научно-практической конференции «Теория и практика обучения техническому творчеству»,21-27 мая, Челябинск, 1988.
2. Крячко В.Б. Использование ТРИЗ для совершенствования методики преподавания. Три поколения ТРИЗ. Материалы ежегодной конференции, посвящённой памяти Г.С.Альтшуллера. Санкт-Петербург, Октябрь, 2003.
3. Крячко В.Б. Совершенствовать методику преподавания ТРИЗ. Там же.

Таблица ключевых слов.

Образец заполнения таблицы ключевых слов.